Как заморозить свехбыстрое движение в студии? Sony A7RII и Elinchrom ELC Pro HD 1000

26.01.2016
Фотограф Сергей Гаврилов рассказывает о работе с оборудование Elinchrom:

Со швейцарским импульсным светом Elinchrom я начинал свое знакомство со студийной фотографией уже почти 20 лет назад. И так случилось, что до сих пор пользуюсь этими надежными приборами. Последний раз я купил Elinchrom в 2006 году. Это были Elinchrom Style RX 600. Эта пара моноблоков до сих пор у меня в работе, и, надеюсь, послужит еще! Кроме Elinchrom, я активно пользуюсь ProFoto и реже использую английские приборы Bowens. Так что за эти годы у меня сложилось достаточно определенное мнение о этих марках студийного света.


Последних лет пять-шесть во всех основных арендных студиях используют больше всего свет Profoto, что способствует популярности марки вообще. У меня в работе тоже несколько приборов Profoto D 500. Впечатления в основном положительные: очень хороши приборы по эргономике, прекрасная система радиосинхронизации, способность моноблоков работать с внешним аккумулятором при натурных съемках, когда нет доступа к электрической сети. Пожалуй, самым главным достоинством Profoto, является способ присоединения навесных модификаторов света: софтбоксов, рефлекторов и всего остального, что может понадобиться фотографу. Байонет Profoto, если так можно назвать накидное резиновое кольцо используемое для крепления софтов и рефлекторов, прост, надежен и крайне удобен. Я бы даже назвал его идеальным!
Думаю, что именно этот фирменный байонет и стал главным фактором успеха Profoto, он позволяет менять софтбоксы даже неподготовленным и начинающим фотографам легко и без опаски испортить дорогостоящие лампы вспышки, почти незащищенные у других производителей. К преимуществам Profoto можно отнести и красивый и дорогой внешний вид приборов с отличным дизайном. Но и у Profoto не все так хорошо, есть и серьезные недостатки. Для меня это конструкция софтбоксов, которая требует огромное количества времени и усилий при сборке и разборке. У Elinchrom же напротив, собрать и разобрать даже самые большие фирменные Elinchrom Indirect Litemotiv Octa 190 можно очень быстро, за считанные минуты, и очень легко, так что справится даже хрупкая девушка!



Получается, что если нужен студийный свет на котором вы не будете часто собирать и разбирать софтбоксы, то Profoto будет вполне удобным вариантом. Если же вы будете вынуждены использовать импульсный свет с софтбоксами на выезде с необходимостью сборки и разборки, то тогда Elinchrom, по моему опыту, намного более правильный выбор. 


К преимуществам Elinchrom, как мне кажется, можно отнести и вообще более продуманный и качественный выбор модификаторов света. Но это уже на самом деле скорее персональная привязанность. Хотя система конструкции Elinchrom Indirect дает реально более качественный результат, особенно там где важна равномерность яркости поверхности софтбоксов и стрипов (вытянутых, узких софтбоксов). Эта конструкция выглядит необычной, там сам осветительный прибор развернут назад от передней поверхности софтбокса.


Он находится в фокусе как-бы зеркала, образующего внутреннюю поверхность модификатора-софтбокса. В результате равномерность распределения яркости значительно улучшается. Мало того, сама конструкция становится намного компактней по размеру.
Несколько дней назад компания Марко-Про предоставила мне возможность поработать с их новым импульсным моноблоком Elinchrom ELC Pro HD 1000. В качестве модификатора света я выбрал как раз такой вытянутый софтбокс Elinchrom RectaLite размером 72 х 175 сантиметров. Такой размер и форма отлично подходят для съемки портретов, давая большой поток равномерного света, как нельзя лучше подходящего для ростовых вертикальных фотографий.

Что же нового и интересного может дать фотографу Elinchrom ELC Pro HD? Во первых можно надеяться на такую же швейцарскую надежность и точность как и у предыдущих профессиональных серий Elinchrom. Но для меня намного более интересными и немного даже неожиданными оказались возможность снимать в студии с импульсным светом в режиме серийной съемки. Моя Sony A7R2 в таком режиме выдаёт 5 кадров в секунду и Elinchrom ELC Pro HD спокойно успевает перезарядиться без пропусков кадров, то есть теперь можно не ловить единственный момент в движении модели, а снимать скоростной серией и выбирать нужную фазу из большого количества кадров. То есть теперь студийному фотографу стала доступна философия съемки спортивного репортера, когда количество кадров переходит в качество! Не менее интересным может оказаться и создание движущихся GIF картинок. Но на этом новые полезные свойства не заканчиваются. На средней мощности Elinchrom ELC Pro HD длительность импульса составляет всего 1/5120 секунды, что позволяет надеяться на почти абсолютную заморозку любого, даже самого быстрого движения! Обычные студийные моноблоки выдают в лучшем случае где-то 1/2000 секунды, а чаще и гораздо медленнее, даже до 1/800 секунды. Такая длительность импульса, по моему опыту, совсем недостаточна для получения адекватной резкости картинки даже при относительно медленном танце или движении типа ходьбы в кадре на крупности в рост. Для проверки способности замораживать движение я пригласил замечательную девушку-танцора Яну Дьяконову. Яна принесла невероятной красоты платье для бальных танцев, сшитое её талантливой мамой. Платье очень красивое по цвету, объемное и прекрасно выглядящее именно в движении. Поэтому такое платье оказалось практически идеальным объектом для такой фотосессии.


Все кадры снимались объективом Sony FE 70-200mm f4G OSS со следящим автофокусом, резкими оказались практически все картинки, лишь несколько, где лицо выпадало из широкой рамки втофокуса оказались бракованными. Для контроля изображения в режиме реального времени камера была присоединена кабелем к ноутбуку с программой Capture One 9. В этом же конвертере проходил и перевод в JPG. 


При рассматривании при 100 процентном увеличении оказалось, что платье Яны даже при самом быстром движении ткани размывалось еле заметно, эффект заморозки срабатывал идеально. Хочу отметить также возможность управления мощностью прибора дистанционно по радиотрансмитеру, что было актуально, так как моноблок в софтбоксе такой конструкции находится внутри под тканью-рассеивателем и недоступен непосредственно без снятия передней стенки софта. Полезным и необычным для управления стал новый дисплей моноблока, на нем кроме привычных относительных единиц мощности выдается и информация о длительности актуального импульса, которая меняется в зависимости от установленной мощности. Интересно, что самый короткий импульс получается на средней мощности, что вполне удобно. У Elinchrom ELC Pro HD есть еще несколько интересных решений и возможностей типа стробоскопического режима, но, к сожалению, у меня не было времени опробовать его.

Теперь о печальном. Цена Elinchrom ELC Pro HD сама по себе не кажется маленькой в основном из-за курса Евро, но с учетом его возможностей и качества в современных условиях и при сравнении с конкурентами, можно считать,что она более чем адекватна и даже относительно низкая. Так что вполне вероятно, если мои старые Elinchrom RX600 начнут в ближайшее время подавать признаки усталости от своей тяжкой рабочей доли, то на замену им будут призваны именно Elinchrom ELC Pro HDА, а не Profoto D500, как я планировал ранее. Осталось выбрать какой мощности: 500 или 1000 джоулей. Думаю, что с учетом качества изображения на высоких ISO современных камер типа моей Sony A7R2, будет достаточно и приборов в 500 джоулей, что даст приличную экономию по стоимости.







О фотографе:

Фотограф Сергей Гаврилов (UAL, LCC) закончил операторский факультет ВГИК в 1992 году и Лондонский университет искусств в 2010 году. Снял больше десяти документальных фильмов на разных студиях. Начиная с 1998, он работает как фотограф, киновидеооператор и режиссер. Работы были опубликованы во многих глянцевых изданиях, среди клиентов: Rowenta, Tefal, Danon, Samsung, страховое общество Прогресс, международная сеть языковых школ English First, Sony, Douwe Egberts и другие.

Снял несколько рекламных кампаний для сети гипермаркетов электроники М-Видео. Совместно с издательством «Плас пабликейшенз» был неоднократно награжден медалями SPD — сообщества дизайнеров, выпускающего ежегодные сборники, являющихся смотром лучших достижений в области журнального бизнеса, неоднократно был участником выставок «Мода и стиль в фотографии» в Москве.

Преподает в Академии Фотографии с 2003 года. Ассоциированный член фотоагентства Lensmodern, Лондон.

Сайт: www.photoportfolio.ru
Статья в ЖЖ: sergiogavrilov.livejournal.com

Возврат к списку